Рассказываем, каким бывает темный пол, какие у него особенности и с какими цветами его лучше всего сочетать.
Особенности темного напольного покрытия
Темный пол — эффектное решение, это очевидно. Не так очевидно, что на самом деле темное напольное покрытие может использоваться как в просторных помещениях, так и в сравнительно небольших комнатах, как в элегантных классических интерьерах, так и в современных минималистичных пространствах. Материалы для исполнения тоже самые разнообразные: от деревянных досок до сланца. Специального отношения к себе он не требует, но не стоит рассчитывать, что проводить уборку помещения получится реже, скорее, даже наоборот: на темном покрытии, независимо от финиша — глянцевого или матового, — будут отчетливо видны соринки и пылинки.
При правильном подборе материалов темный пол окажется не менее долговечным, чем привычное “натуральное” исполнение (если дело касается паркета или инженерной доски). Однако, если квартира находится в новостройке или загородный дом все еще “усаживается”, то трещин в досках иногда не избежать — на темном полу их трудно не заметить.
Квартира с панорамными окнами в Москве, 160 м². Гостиная. Кресло, диван и кофейный столик, все Baxter; светильник, Flos; газетница, Poltrona Frau; поставка мебели, студия L-Deko Company; тумба из массива тика и панели из шпона тика выполнены на заказ. Стены и потолок — декоративный бетон; пол и стена — мрамор. Фото: Евгений Кулибаба.
В остальном темный пол довольно “дружелюбный”: он подходит и для яркой гостиной, и для индустриальной столовой, и для нейтральной кухни, и для спокойной спальни. Рассмотрим подробнее.
Функции темного пола
В продуманном интерьере ничего не бывает “просто так”. Поэтому и темный пол, кроме того что он выразительный, может нести практическую функцию. Так, темный паркет “елочка” в проекте дизайнеров бюро I.D. Interior Design зрительно расширяет пространство и является выигрышным фоном для мебели ярких цветов. К тому же в таком помещении произведения искусства сразу бросаются в глаза, а нижние фасады кухни, выполненные в похожем оттенке, практически растворяются и сливаются с полом.
Квартира для девушки с характером, 80 м². Вид из гостиной на кухню. Торшеры, Zeus. Фото: Кирилл Овчинников.
Дизайнер Анна Лутаева также поставила в проекте краснодарской квартиры диван глубокого синего цвета на темный пол, однако смягчила интерьер дымчато-серым ковром. Обратите внимание: пол здесь не черный, восприятие цвета зависит от освещения.
Квартира в центре Краснодара со смелыми решениями, 120 м². Между черной стеной и зеркалом спрятался столик из мрамора и металла, который придумала дизайнер Анна Лутаева. Бра, Atelier Areti. Фото: Михаил Чекалов.
Квартира в центре Краснодара со смелыми решениями, 120 м². Фото: Михаил Чекалов.
Если вы опасаетесь оказаться во мраке черного цвета, но использовать темный пол все же хочется, то можно прибегнуть к приему зонирования. Особенно часто дизайнеры отделяют при помощи темного пола кухонную зону от гостиной с более светлой отделкой, в таких случаях традиционно используют крупноформатную плитку.
Квартира в Москве, 80 м². Кухня, Lou Covernow; столик для завтраков и стулья 80-х годов; круглый столик, Delo Design. Фото: Евгений Кулибаба.
Квартира в доме Депре, 133 м². Кухня. Кухня, Treo; барные стулья, Piet Boon; люстра, Vibia; ковер, Carpetlinq; поднос и стеклянный графин, GK Concept; скульптура, Moon-stores; шторы, JAB Fabrics, сшиты в компании “Абрис Декор”; паркет, Dennebos Flooring; плитка, Arch-skin. Фото: Сергей Красюк. Стилист: Дарья Соболева.
А вот дизайнер Маша Кунякина поступила наоборот: в просторной гостиной она постелила темную инженерную доску, а в кухне положила белую цементную плитку с графичными вставками. Здесь, кстати, черно-белое пространство разбавляет не только диван, мы еще вернемся к этому проекту.
Квартира в Москве, 87 м². Вид из гостиной на кухню. На полу инженерная доска, “Олимп-Паркет”. Фото: Сергей Ананьев.
Темный пол должен отвечать логике пространства. “Нельзя квартире навязать то, что ей несвойственно, но можно раскрыть ее душу, — считает фотограф Кирилл Овчинников, который оформил свое жилье сам. — В ремонте я просто следовал логике: перекрытия в доме деревянные, поэтому потолок и пол зашили половой доской, а стены очистили до кирпича и покрыли известковым раствором”. Поддерживая атмосферу лофта, для пола Кирилл выбрал темный цвет (тут потертости сыграли даже на руку), который “держит” тяжелую мебель.
Квартира фотографа Кирилла Овчинникова, 82 м². Столовая и гостиная. Обеденный стол с антикварными ножками Кирилл сконструировал сам; стулья, Kartell; винтажные венские стулья; железный шкаф, ChronosFactor; диван, LoftDesigne. Фото: Кирилл Овчинников.
Не менее органично темный пол смотрится в интерьерах с отсылками к ар-деко и даже классике. В первом примере дизайнер Елена Симкина отдала предпочтение темно-коричневому оттенку дерева: он хорошо сочетается с бежевыми цветами стен и золотистыми деталями. Похожие оттенки и во втором интерьере, но здесь дизайнер Анджела Коневнина усилила классическую обстановку паркетом с раскладкой елочкой. И в том и в другом случае поддерживают темный пол вертикальные элементы — фасады шкафов или массивное зеркало.
Квартира с атмосферой ар‑деко, 68 м². Кухня. Кухонный гарнитур и книжные стеллажи сделаны по эскизам дизайнера, Busatto; ящики, Irosmebel; кухонный фартук и столешница из кварцита, SLC Stone. Фото: Сергей Красюк. Стилист: Дарья Соболева.
Квартира в новом доме на Чистых прудах, 160 м². Вид из гостиной на столовую. Шкаф, стол и консоли, образующие единый ансамбль, сделаны по чертежам дизайнера. Фото: Михаил Степанов.
Цветовые сочетания
Пожалуй, самое распространенное сочетание — контрастное. Загородный дом кинопродюсера Дмитрия Литвинова архитектор Алиса Шмелева выполнила в черно-белых тонах, а индивидуальный характер интерьеру придают произведения искусства из коллекции хозяина. Несмотря на суровую отделку, помещения не кажутся холодными и “неживыми”, монохромная палитра интерьера уступает место зеленым деревьям вокруг, которые “входят” в дом через огромные окна.
В гостях у кинопродюсера Дмитрия Литвинова: многоярусный дом в Подмосковье. Гостиная. Кресло с банкеткой Munnar, AM.PM; ковер, Jerome Botanic; торшер Moonlight, Babich Studio; журнальный столик, Rolf Benz; тумба с фасадами из сланца, полка, обрамление камина и организация хранения вокруг него сделаны по эскизам архитекторов в мастерской Grafium Interior’s. Фото: Михаил Лоскутов. Стилисты: Елена Середа и Алена Буканова.
В гостях у кинопродюсера Дмитрия Литвинова: многоярусный дом в Подмосковье. Общая зона. Кресло с банкеткой Munnar, AM.PM; ковер, Jerome Botanic; журнальный столик, Cassina; обеденный стол по эскизам архитекторов, WoodCraftStudio; светильник Jewel 3, Axo Light; радиаторы, Arbonia; шторы и текстиль, “Эшли-Групп”. Фото: Михаил Лоскутов. Стилисты: Елена Середа и Алена Буканова.
Более темные оттенки также не редкость: для заказчиков сочетание темных стен и пола становится символом комфорта и уюта. И размер квартиры здесь не имеет значения — клиенты Алены Паутовой попросили сделать монохромный интерьер на площади 70 м², а дизайнеры студии ANCconcept спроектировали и вовсе на 35 м².
Квартира в московской новостройке, 70 м². Зона кухни и столовой. Фото: Сергей Красюк.
Апартаменты в историческом здании в Москве, 35 м². Стена-изголовье сделана из стеклоблоков. Кровать, Pianca; светильник, Halo Design; прикроватная тумба, Kartell. Фото: Дмитрий Чебаненко.
Монохромное сочетание подойдет не только минималистичному пространству. Так, двухуровневую квартиру с элементами бохо Анна Чикурова раскрасила в сине-желто-зеленые цвета, везде постелила темную доску, но проходное пространство коридора сделала черно-белым: после насыщенных деталями комнат этот уголок успокаивает и готовит к новой вспышке цвета на втором этаже.
Квартира с окнами на лес в Красногорске, 90 м². Фото: Сергей Красок. Стилист: Юлия Чеботарь.
Темный пол прекрасно сосуществует с яркими стенами. Дизайнер Илья Гульянц убедил заказчицу выйти за рамки нейтрально-бежевых интерьеров и не прогадал: стену в гостиной и спальне он сделал красно-лиловой, а Маша Кунякина выбрала сложную сине-зеленую краску, которой покрыла не только стены, но и дверь. И в том и в другом случае черный пол успокаивает насыщенный оттенок и придает интерьеру утонченности.
Квартира в Москве, 59 м². Фрагмент гостиной. Диван, Sits; картина “Неопределенная беспомощность 3” Кирилла Басалаева, Art Brut Gallery; журнальный столик, Baxter; ковер, Art de Vivre; портьеры, Sahco; торшер, Covo. Фото: Евгений Кулибаба.
Квартира в Москве, 87 м². Фрагмент гостиной. Тумба под ТВ, Archpole; портрет на стене был куплен в одной из галерей Осло; двери, “Брянский лес”. Фото: Сергей Ананьев.
А дизайнер Наталья Пантюхина сочетает красивые графитово-серые полы с обоями под муар на шелке: активный принт нивелируется нейтральной цветовой гаммой, а акценты появляются в интерьере гостиной за счет текстиля, декора и резных дверей в цвете натурального дерева.
Интерьер с обложки: двухуровневая квартира в Москве по проекту Натальи Пантюхиной. Фрагмент гостиной. Вокруг стола, Unika Møblär, стулья, Gubi, в обивке из ткани, Métapfores; на столе ваза, Attribut; на стене панно, Moon‑stores. Фото: Сергей Ананьев. Стилист: Наталья Онуфрейчук.
Но если с оформлением стен удалось определиться, то как быть с плинтусами и дверными наличниками? В этом плане темный пол универсальный: подобрав плинтус в тон, мы визуально увеличим площадь комнаты (но и уменьшим высоту потолка); также плинтус можно взять в цвет стен — беспроигрышный вариант. Более того, темный пол позволяет поэкспериментировать с наличниками: варианты на тон темнее оттенка стен, натуральный тон дерева или даже абсолютно черный цвет будут смотреться аккуратно и ненавязчиво — проверено Олегом Клодтом.
Интерьер с обложки: квартира Олега Клодта в Москве. Столовая и кабинет на заднем плане. Обеденный стол и светильники над ним сделаны по эскизам Олега Клодта; стулья Wishbone по дизайну Ханса Вегнера; буфет антикварный. Фото: Михаил Лоскутов. Стилист: Анна Агапова. Продюсер: Наталья Варникова.
Варианты отделки темного пола:
Под дерево: паркет, инженерная доска
Cпа-дом в Подмосковье. Зона столовой. Стол сделан на заказ на мебельном производстве Alexey Tiskin; стулья, SK Design; cветильник, HK Living; на стене репродукция картины Инны Скляревской “Дикий пляж в Паланге. Шезлонг” из музея Эрарта; декор, Moon‑stores. Фото: Евгений Кулибаба. Стилист: Александра Пыленкова.
Под камень: мрамор, керамогранит
Квартира с панорамными окнами в Москве, 160 м². Столовая. Стулья, Minotti; кресло, B&B Italia; стол, Cattelan Italia; светильник, Flos. Мебель на террасе, B&B Italia Outdoor. Фото: Евгений Кулибаба.
Плитка
Дом дизайнера Ольги Айсиной. Гостиная и столовая. Стол сделан по эскизу дизайнера, Bionika Wood; гранитная столешница, “Ателье камня”; стулья, Repeat Story; шторы сшиты в мастерской Елены Серватовой; все светильники из шоурума Lamps_of_50_60_70s; кухня, Scavolini; справа триптих Бориса Алексеевича Кельберера. Фото: Михаил Степанов. Стилист: Татьяна Гедике.
Сланец
Дом по проекту “МК-Интерио” в пригороде Санкт-Петербурга. Зона столовой и кухни. Печь была установлена застройщиком. Обеденные стулья, Thonet; светильник, Penta; скатерть и декоративные предметы на полках — из магазина “Предметы”; на полу сланец. За серой дверью слева скрывается вторая изолированная кухня. Фото: Сергей Красюк. Стилист: Дарья Соболева.
Фото: Архив пресс-службы